АРМ управления движением на поверхности аэропорта (A-SMGCS)

АРМ управления движением на поверхности аэропорта представляет собой комплект аппаратуры (рабочая станции, монитор) с установленным функциональным ПО, позволяющим имитировать работу диспетчеров старта/посадки, руления и перрона в составе исследовательского стенда полунатурного распределенного моделирования КИС УВД. На данный момент макет представляет собой единое программное средство, без разделения функций отдельных диспетчеров

Макет может работать как в полностью автоматическом режиме, когда все функции по управлению ВС и НТС выполняет имитационная модель диспетчерского управления, так и в режиме поддержки принятия решений. Во втором случае управление всеми ВС на поверхности аэродрома осуществляется оператором АРМ

Рассматриваемый макет АРМ управления движением на поверхности аэропорта соответствует перспективной усовершенствованной системе управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS). Функционал макета включает в себя

- отображение карты-схемы моделируемого аэродрома, ВС и НТС на его поверхности

- управление ВС и НТС

- формирование оптимальных маршрутов руления для ВС

- определение и предотвращение потенциальных конфликтных ситуаций

Макет предусматривает возможность моделирования применения концепции совместного принятия решений в аэропорту (Airport Collaborative Decision Making, A-CDM). A-CDM предполагает постоянный обмен информацией между участниками (в число которых входят эксплуатант аэропорта, эксплуатанты воздушных судов (ВС), операторы наземного обслуживания, диспетчерские службы, службы ОПВД и др.) и их общую ситуационную осведомлённость. Одним из важнейших элементов концепции A-CDM является осведомленность всех участников о каждой контрольной точке выполнения каждого рейса, каждом ключевом моменте времени (время отправления, время начала загрузки багажа и многие другие) – Milestones Approach

Для обеспечения централизованного хранения всех необходимой информации о рейсах (включая ключевые моменты времени) используется операционная база данных аэропорта (airport operational database, AODB), являющаяся частью БД КИС УВД. Хранящаяся в ней информация относится только к управлению ВС и НТС в контролируемой зоне аэродрома, поскольку операции внутри терминалов с пассажирами и багажом не моделируются

Через AODB макет АРМ управления наземных движением взаимодействует с AMAN и DMAN, ориентируясь на назначаемое AMAN время прилёта и назначаемое DMAN время вылета. Все наземные операции по управлению и обслуживанию ВС и НТС планируются исходя из заданных в AODB моментов времени и рассчитанных на их основе метрик. Например, время освобождения стоянки рассчитывается на основе заданного времени взлёта и рассчитанного времени руления от места стоянки до исполнительного старта, а время занятия стоянки – времени посадки и времени руления от ВПП до места стоянки соответственно

A-SMGCS